Архиепископ Симферопольский
и Крымский.
День памяти:
29 мая (11 июня)
Богослов, духовный писатель.
Доктор медицинских наук, хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии.

Архиепископ Симферопольский и Крымский.
День памяти: 29 мая (11 июня)
Богослов, духовный писатель.
Доктор медицинских наук, хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии.

Годы юности

В миру Валентин Феликсович (Войно-Ясенецкий), родился в Керчи. Он был третьим ребёнком в семье, а всего детей было пять.
Отец Валентина, Феликс Станиславович, принадлежал к Католической Церкви. По профессии он был аптекарем. Мать, Мария Дмитриевна, исповедовала истинную, Православную веру.
Религиозные основы ему преподавала мать.

В 1889 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев, где Валентин, успешно завершил свое образование в двух учебных заведениях: гимназии и художественной школе.
На этапе подготовки к поступлению в Академию Художеств в Петербурге он изменил свое решение и решил посвятить себя медицине.
Основным мотивом этого выбора стало желание помочь людям облегчить их страдания. Он был уверен, что в роли врача сможет принести больше пользы обществу.

В 1898 году Валентин поступил на медицинский факультет Киевского университета, где учился с успехом, как и полагается способному студенту, сделавшему осознанный выбор в пользу своей будущей профессии.
В 1903 году он завершил учебу. Перед ним открывались перспективы блестящей карьеры, о которой многие его менее одаренные сверстники могли только мечтать. Однако, к удивлению окружающих, он заявил о своём намерении стать земским, "мужицким" врачом.

Врачебная деятельность

С началом Русско-японской войны Валентин Феликсович отправился на Дальний Восток, чтобы участвовать в работах отряда Красного Креста. Там он возглавил хирургическое отделение госпиталя Киевского Красного Креста, который был развернут в Чите.

В этот же период он познакомился и связался узами любви с сестрой милосердия, доброй и кроткой христианкой Анной Ланской.
В 1904 году молодые сочетались венчанием в местной читинской церкви. Со временем Анна сделалась верной помощницей мужу не только в семейных делах, но и в докторской практике.

После завершения войны В. Войно-Ясенецкий реализовал свою давнюю мечту стать земским врачом. С 1905 по 1917 год он работал в городских и сельских лечебных учреждениях в различных регионах страны: в Симбирской губернии, затем в Курской и Саратовской, а в итоге в Переславле-Залесском. В 1908 году Валентин Феликсович перебрался в Москву, где экстерном поступил в хирургическую клинику П. Дьяконова.

В 1916 году он завершил свою докторскую диссертацию и успешно защитил её. Тема работы оказалась настолько значимой и актуальной, а её содержание столь глубоким, что Варшавский университет наградил В. Войно-Ясенецкого специальной премией.

Послереволюционное время

Первые годы после Октябрьской революции оказались поистине кровавыми. В этот сложный период страна особенно нуждалась в медицинских работниках. Несмотря на свою приверженность вере, Валентин Феликсович первое время не сталкивался с гонениями.

С 1917 по 1923 год он жил в Ташкенте и работал хирургом в Ново-Городской больнице.
В этот период В. Войно-Ясенецкому пришлось пережить серьезное испытание — смерть его любимой супруги, которая скончалась от туберкулеза в 1919 году, оставив четверых детей без материнской заботы.
В 1920 году Валентин Феликсович принял предложение возглавить кафедру в недавно открывшемся Государственном Туркестанском университете в Ташкенте.

Cвященническое служение

В этот период он активно участвовал в церковной жизни и посещал собрания Ташкентского братства.
Однажды, после успешного доклада В. Войно-Ясенецкого на церковном съезде, Ташкентский епископ Иннокентий предложил ему стать священником. В. Войно-Ясенецкий моментально ответил архиерею, что согласен, если это угодно Богу.

В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней — в иерея. Став священником, отец Валентин получил назначение в местный, ташкентский храм, где и служил, угождая Богу. При этом он не прерывал ни врачебную, ни преподавательскую практику.

В 1923 году развернувшееся при Церкви движение обновленцев добралось до Ташкента. Епископ Иннокентий был вынужден покинуть город.
В этот сложный период для духовенства и прихожан отец Валентин, совместно со священником Михаилом Андреевым, приложил все усилия для объединения местного духовенства и даже участвовал в организации съезда.

Монашеское и епископское служение

В том же 1923 году отец Валентин принял монашеский постриг.
Согласно сообщениям, изначально Епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) собирался дать ему монашеское имя Пантелеймон в честь прославленного христианского целителя.
Однако, выслушав его проповеди, он изменил свое решение и выбрал имя Евангелиста, врача и апостола Луки. Так отец Валентин стал иеромонахом Лукой.

В конце мая того года иеромонах Лука был тайно рукоположен в епископа Пенджикента, но через несколько дней его арестовали за поддержку Патриарха Тихона.
Выдвинутое против него обвинение сегодня кажется не только надуманным, но и абсурдным: власти обвинили его в контрреволюционной связи с некими оренбургскими казаками и в сотрудничестве с англичанами.

Некоторое время арестованный святитель находился в заключении в Ташкентском ГПУ, после чего был доставлен в Москву.
Сначала ему разрешили жить на частной квартире, но вскоре его снова арестовали: сначала в Бутырскую тюрьму, а затем — в Таганскую. В конечном итоге страдалец был отправлен в ссылку на Енисей.

В Енисейске он служил в домашних условиях и получил разрешение на проведение операций, что позволило ему восстановить здоровье не одному жителю.
Святитель несколько раз менял место пребывания, но даже тогда искал все возможные способы для служения Богу и помощи людям.

По окончании ссылки епископ Лука вернулся в Ташкент, где продолжал служить в местном храме. Однако советские власти не оставили архиерея в покое.
В мае 1931 года он снова был арестован и, проведя несколько месяцев в тюрьме, услышал свой приговор: ссылка в Архангельск сроком на три года. В Архангельске он также продолжал заниматься лечением больных.
Вернувшись из мест заключения в 1934 году, он посетил Ташкент, а затем осел в Андижане. Здесь он продолжал исполнять обязанности архиерея и врача.
Однако его настигла лихорадка, что обернулось несчастьем: болезнь угрожала потерей зрения. Святитель согласился на операцию, после которой он ослеп на один глаз.

В декабре 1937 года последовал новый арест. Святителя допрашивали в течение нескольких суток подряд, настаивая на том, чтобы он подписал заранее подготовленные следствием протоколы.
В ответ он объявил голодовку, решительно отказавшись подписывать то, что противоречило его христианской совести. В результате был вынесен новый приговор, и его снова сослали, на этот раз — в Сибирь.

С 1937 по 1941 год осужденный епископ жил в местечке Большая Мурта в Красноярском крае. С началом Великой Отечественной войны его перевели в Красноярск, где он начал лечить раненых.

В 1943 году святитель занял Красноярскую архиепископскую кафедру, а через год был назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В это время отношение властей к святителю, похоже, изменилось.

В феврале 1946 года, за свои научные достижения в области медицины, он был удостоен государственной награды — Сталинской премии.

В мае 1946 года святитель Лука был назначен архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время его зрение стало постепенно ухудшаться, и в 1958 году он полностью ослеп.

Тем не менее, как свидетельствуют очевидцы, даже потеряв зрение, святой не утратил бодрости духа. Он продолжал самостоятельно приходить в храм, прикладываться к святыням и участвовать в богослужениях.

11 июня 1961 года Господь призвал святителя в Своё Небесное Царство. Его похоронили на Симферопольском кладбище.

Он оставил за собой множество научных и богословских трудов. Среди последних можно выделить:
  • Наука и религия
  • Дух, душа и тело
  • О воспитании детей
  • Евангельское злато
  • Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы
  • О семье и воспитании детей
  • Пасха Господня
  • Проповеди
  • Толкование на молитву святого Ефрема Сирина
  • Я полюбил страдание
  • Принесем Тебе любовь нашу.

Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.



Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.



Молитва

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.


Номер телефона: 7 913 542-95-59
Номер карты:
Получатель: Ведринцев Николай Павлович
Номер счёта:
Банк получателя: АО «Альфа-Банк», г. Москва
БИК: 044525593
ИНН Банка: 7728168971
КПП Банка: 770801001
Кор. счёт: 30101810200000000593







Реквизиты
Копировать реквизиты
40817810707390064389
5559 4941 9933 6826
Made on
Tilda